Логопедия

« Движение в жизни | Главная | ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ »

Тема. Семья. Беседа по сюжетным картинкам

Автор: | 31.12.2006

 

Цели.

1. Закрепление представлений о семье, родственных отношениях в

семье.

2. Образование и употребление притяжательных прилагательных с суффиксом-ин.

3. Различение по смыслу сходных грамматических конструкций.

4. Развитие диалогической речи.

5. Развитие зрительного внимания и памяти.

 

Предварительная работа.

Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.

 

Оборудование.

2 сюжетные картинки (серия) «Семья»:

/. Папа с сыном играют в шахматы. Мама читает дочке книжку. Возле дивана мяч. На диване кукла.

2. Папа читает газету. Сын читает книгу. Мама смотрит теле­визор. Дочка играет с мячом. Куклы нет. Мяч.

 

План занятия

I . Рассматривание первой картинки с установкой на запоминание.

1. сообщает, что детей зовут Таня и Ваня.

2. Детям предлагается задать вопросы логопеду по содержанию картинки.

Предполагаемые вопросы детей: Кто нарисован на картинке? Что делают папа с сыном Ваней? Что делает мама? Что делает Таня? Что лежит возле дивана? Кто сидит на диване возле Тани?

3. Закрепление представлений о семье и родственных отношениях

в ответах на вопросы логопеда.

Кто нарисован на картинке, чужие люди или родствен­ники?

Каких родственников вы видите на картинке?

Как можно назвать их всех вместе, каким одним словом?

Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники?

Какие родственники являются членами одной семьи?

Кем доводится Ваня Тане?

А кто Таня Ване?

Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?

Каких членов семьи не нарисовал художник?

Кем доводятся Таня и Ваня дедушке и бабушке?

А кем доводятся дедушка и бабушка папе и маме?

Что делает семья на этой картинке, трудится или отды­хает?

Может жить семья, если все будут только отдыхать?

II . Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?».

Ходит на работу —

зарабатывает деньги —

готовит пищу —

убирает —

моет посуду —

стирает —

гладит —

шьет —

ходит в магазин за покупками —

учит уроки —

проверяет уроки —

ухаживает за цветами —

вытирает пыль —

III .   Игра «Давайте справедливо распределим обязанности в семье».

Сын — убирает, выносит сор, ходит в магазин за продукта­ми, помогает убирать...

Дочь — моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать...

Отец — зарабатывает деньги, делает ремонт, гладит белье, убирает...

Мать — зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, уха­живает за малышами...

А кто помогает школьникам учить уроки?

IV . Игра «Подбери признаки (какая у вас семья?)»

Большая (маленькая)

дружная                                         работящая

трудолюбивая                               заботливая

добрая                                            веселая

строгая                                          хорошая

крепкая                                          здоровая

V. Двигательная разминка:

становятся в линейку. Каждый 3 раза отбивает мяч о пол правой рукой, а затем левой за спиной передает его соседу по це­почке.

VI . Упражнение в образовании и употреблении притяжательных при­лагательных с суффиксом -ин по образцу.

Образец: Чей сын Ваня? Чья дочка Таня?

Ваня — папин и мамин сын. Таня — папина и мамина дочка.

Чья это мама? —

Чей это папа? —

Чьи внуки Таня и Ваня? —

Чьи родители дедушка и бабушка? —

Чей Ваня брат? —

Чья Таня сестра? —

Покажите на картинке:

Где Ванин папа, а где папин сын Ваня? Где Танина мама, а где мамина дочка Таня? Где Ванина и Танина мама? Где мамины и папины Где Танины и Ванины родители? и т. д.

VII . Игра «Что изменилось?» на развитие зрительного внимания и памяти.

1. Первая картинка убирается.

2. Предъявляется вторая картинка на 5 — 7 секунд для выявления

и запоминания произошедших изменений.

3. Без опоры на картинки называют изменения.

VIII . Итог.

Назовите членов своей семьи, их имя, отчество, фамилию, про­фессию (взрослых) и занятия детей.

 

Закрепление вне занятия

1. Игра в кругу семьи «Распределим обязанности».

2. Рисование «Моя семья».

3. Игра «Кто какой»  — подбор признаков к членам семьи (по возра­сту, росту, силе, красоте, доброте, трудолюбию...).

4. Составление схем слов папа, мама, сын, дочка, бабушка, де­душка, брат, сестра.

 


Метки:,

Посмотрите также

Рубрики: Темы уроков. Вариант 3. |

Отзывы

Вы должны войти, чтобы оставить отзывы.